Контакты

Республика Беларусь, 220007
г. Минск, ул. Могилёвская, 37

Деканат (Дневное/Заочное отд).:
+375 (17) 311-22-18 (386)

E-mail: fisvosp@bspu.by

http://vk.com/studsovet_ffv

@studsovet_ffv

@brsm.ffv.bspu

 

События
Аспирантура

Аспирантура и докторантура

в учреждении образования "Белорусский государственныйпедагогический университет имени Максима Танка" является составной частью единой национальной системы непрерывного образования и основной формой планомерной подготовки научных работников высшей квалификации.

Цель создания аспирантуры и докторантуры

заключается в организации подготовки высококвалифицированных преподавательских и научных кадров для БГПУ, других высших учебных заведений, а также специалистов высшей квалификации для научно-исследовательских организаций и учреждений Республики Беларусь и иностранных государств. Обучение в аспирантуре и докторантуре направлено на углубление теоретической и специальной подготовки научных работников, овладение ими современными методами и средствами научных исследований, совершенствование умений самостоятельно и на высоком уровне вести научную, педагогическую и воспитательную работу.

Аспирантура (от лат. аspirans – стремящийся) – первая ступень послевузовского образования, направленная на подготовку специалистов, обладающих навыками планирования и самостоятельного проведения научных исследований, глубокими теоретическими знаниями, позволяющими подготовить квалификационную научную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук. На первой ступени послевузовского образования реализуется образовательная программа аспирантуры (адъюнктуры), обеспечивающая получение научной квалификации "Исследователь".

Докторантура – вторая ступень послевузовского образования, направленная на подготовку специалистов, обладающих навыками организации научно-исследовательской работы по новому направлению научных исследований или в развитие существующих актуальных направлений научных исследований, аналитического обобщения результатов научной деятельности, позволяющими подготовить квалификационную научную работу (диссертацию) на соискание ученой степени доктора наук. На второй ступени послевузовского образования реализуется образовательная программа докторантуры.

 

Аспирантура и докторантура БГПУ – это:

Подготовка научных работников высшей квалификации через аспирантуру с 1934 года

Подготовка научных работников высшей квалификации через докторантуру с 1992 года

Обучение в дневной и заочной формах, а также в форме соискательства

Обучение за счет средств республиканского бюджета и на платной основе

Срок обучения – не более 3 лет в дневной форме, не более 4 лет в заочной форме, не более 5 лет в форме соискательства

Подготовка специалистов по 48 специальностям аспирантуры и 18 специальностям докторантуры

Обеспечение иногородних и иностранных аспирантов общежитием

Получение стипендии аспирантами и докторантами дневной бюджетной формы обучения

Получение стипендии Президента Республики Беларусь лучшими аспирантами БГПУ

Обучение у ведущих ученых БГПУ и других вузов и организаций Республики Беларусь

Возможность работы в качестве преподавателя вуза

Приобретение навыков организации и проведения научных исследований

Публикация научных исследований в республиканских и зарубежных научных изданиях

 

 

 

Обязанности аспиранта

Аспирант за время обучения в аспирантуре в установленные сроки обязан:  - Сдать кандидатские экзамены и зачеты.
- Провести научные исследования в соответствии с утвержденной темой диссертации.

- Опубликовать не менее трех статей в научных изданиях, включенных в перечень научных изданий Республики Беларусь, утвержденный ВАК либо в зарубежных научных изданиях, а также тезисы докладов.

- Представить диссертацию для предварительной экспертизы в организа­ции по месту ее выполнения (местом выполнения считается та организация, в которой утверждена тема исследования).

Аспирант, обучающийся на очной форме, обязан посещать научные се­минары структурного подразделения (кафедры, отдела, лаборатории и т. п.) организации, осуществляющей его подготовку, а также участвовать в других мероприятиях университета (заседаниях кафедр, конференциях, защитах дис­сертаций).

 Подготовка аспиранта

1. Индивидуальный план работы аспиранта является основным документом, определяющим этапы его обучения и проведения научно-исследовательской работы по теме диссертации. Индивидуальный план заполняется аспирантом в двух экземплярах, первый из которых хранится в его личном деле, а второй находится у аспиранта.                 

2. Тема диссертации, обоснование темы и индивидуальный план аспиранта рассматриваются кафедрой и научно-координационным советом (НКС) уни­верситета. Аспирант представляет в НКС обоснование темы и индивидуальный план, согласованные с научным руководителем. Совет университета заслушивает руководителя, аспиранта и председателя НКС и рекомендует для утверждения ректором БГПУ тему диссертации и индиви­дуальный план аспиранта.
На основании рекомендаций Совета БГПУ ректор в течение одного ме­сяца со дня зачисления в аспирантуру утверждает тему диссертации и инди­видуальный план аспиранта.
Индивидуальный план аспиранта должен включать:

-сроки сдачи кандидатских экзаменов и зачетов, в том числе и дополнительных по решению Совета университета;

-содержание этапов научного исследования и сроки их про ведения;

-график подготовки публикаций, докладов, участия в научных конференциях и семинарах, а также сроки оформления рукописи диссертации.

Сдача экзаменов и зачетов аспирантами кафедры

Подготовка к сдаче кандидатских экзаменов по иностранному языку, фи­лософии и специальности, а также дифференцированного зачета по основам информационных технологий заканчивается написанием рефератов, которые необходимо представить на соответствующие кафед­ры до 1 мая с целью получения допуска к экзаменам и зачету. Особые требо­вания предъявляются к кандидатскому экзамену по специальности. 

Экзамен по специальности сдается по программе, состоящей из двух час­тей: типовой программы–минимум и дополнительной программы, разрабо­танной кафедрой.

Дополнительная программа включает новые разделы педагогической науки и разделы, связанные с направлением исследований аспиранта, а также учитывает достижения в физическом воспитании, спортивной тренировке, оздоровительной и адаптивной физической культуре и новейшую литерату­ру. По этой части программы экзамена по специальности аспирант должен показать знание современного состояния, проблем, перспектив развития нау­ки о физической культуре, место и значение проводимых исследований.

Прохождение педагогической практики аспирантами

Аспиранты проходят педагогическую практику на втором году обучения в соответствии с профилем своей специальности в объеме 30 часов.

Прохождение педагогической практики для аспирантов очной формы обучения является обязательным.

В содержание педагогической практики входит:

1. Ознакомление с преподаванием предмета – посещение не менее двух занятий ведущих преподавателей по каждому предусмотренному для данного предмета виду занятий (лекции, семинарские, лабораторные, практические и другие занятия).

2. Самостоятельное проведение занятий со студентами по всем установ­ленным для данного предмета формам: лекции, семинарские, лабораторные и практические занятия.

3. Проведение учебно-тренировочных занятий по спортивному совершен­ствованию со студентами.

4. Руководство дипломными и курсовыми работами студентов.

5. Разработка учебно-методической документации, установленной кафед­рой для проведения занятий.

Аспирантом совместно с научным руководителем составляется план педагогической практики, который утверждается зав. кафедрой, после чего аспирант прикрепляется к имеющему опыт педагогической работы преподавателю. Ответственность за прохождение педагогической практи­ки аспирантом возлагается на научного руководителя.

По окончании практики аспирант составляет краткий отчет о проделан­ной работе, где необходимо отразить выполнение программы по педагогиче­ской практике, произвести анализ проведенной работы, отметить, что дала практика аспиранту. В конце следует изложить замечания по организации и содержанию практики аспирантов.

Научный руководитель совместно с преподавателем-методистом состав­ляет характеристику о педагогической подготовленности аспиранта к препо­даванию предмета, которую подписывает зав. кафедрой, и представляет ее в аспирантуру.

 Аттестация аспиранта

Для контроля исполнения индивидуального плана проводится ежегодная аттестация аспиранта на кафедре, факультете (октябрь месяц). Аттестационная комиссия на основании отчета аспиранта и отзыва его научного руководителя принимает рекомендацию о дальнейшем прохождении обуче­ния в аспирантуре. Результаты аттестации утверждаются ректором универси­тета. Аспирант, не проявивший способностей к проведению научных иссле­дований и допустивший невыполнение индивидуального плана, на основании заключения аттестационной комиссии отчисляется из аспирантуры.

Порядок аттестации

При прохождении аттестации аспирант должен представить отчет за каж­дый год обучения в форме научного доклада (5 – 7 мин.), который представля­ется также в письменном виде. На заседании кафедры по­сле доклада аспиранта выступает научный руководитель, который характери­зует работу аспиранта, а на заседании аттестационной комиссии – рецензент.

Критерии аттестации

При аттестации за первый год обучения аспирант обязан:

1. Представить общий план подготовки в аспирантуре и план на 1-й год обучения в соответствии с темой, представленной для согласования на НКС и утверждения на Совете БГПУ.

2. Сдать кандидатский экзамен по иностранному языку и зачеты по спец­курсам по методологии научных исследований и основам библиографиче­ских знаний и технологий в соответствии с учебным планом подготовки ас­пирантов и индивидуальным планом аспиранта на 1-й год обучения.

3. Иметь не менее одной публикации.

4. Представить при аттестации на кафедре первичные материалы по на­писанию первой главы (например, список изученной литературы, картотеку, конспекты с зареферированными первоисточниками).

5. Участвовать в заседаниях кафедры, научно-методических конференциях, обсуждениях диссертационных работ.

При аттестации за второй год обучения аспирант обязан:

1. Сдать кандидатский экзамен по философии, дифференцированный за­чет по основам информационных технологий, зачет по актуальным пробле­мам педагогики и психологии высшей школы в соответствии с учебным пла­ном подготовки аспирантов и индивидуальным планом аспиранта на 2-й год обучения.

2. Определить методику (методы) исследования, контингент обследуе­мых, экспериментальную площадку для про ведения педагогического экспе­римента.

3. Провести предварительные (пилотажные) исследования.

4. Математически обработанные результаты исследования представить в

виде публикаций (не менее 2-х) и докладов на научных конференциях.

5. Пройти педагогическую практику на кафедре.

6. Написать 1 – 10 и 2 – 10 главы диссертации.

7. Участвовать в заседаниях кафедры, научно-методических конференци­ях, обсуждениях диссертационных работ.

При аттестации за третий год обучения аспирант обязан:

1. Сдать кандидатский экзамен по специальности в соответствии с учеб­ным планом подготовки аспирантов и индивидуальным планом аспиранта на 3-й год обучения.

2. Иметь три статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК Беларуси, а также тезисы докладов.

3. Провести педагогический эксперимент.

4. Внедрить результаты научных исследований в практику и представить акты внедрения.

5. Представить первый вариант диссертации для обсуждения на кафедре.

6. Представить диссертацию для предварительной экспертизы научным проблемным советом.

7. Участвовать в заседаниях кафедры, научно-методических конференци­ях, обсуждениях диссертационных работ.